ЦЕРКОВНЫЕ ОБРЯДЫ И ТАИНСТВА

 

Церковные обряды в православии

Славянское слово «Обряд» само по себе означает «наряд», «одежда» (можно вспомнить, например, глагол «обряжать»). Красота, торжественность, разнообразие церковных обрядов привлекают многих людей. Но Православная Церковь, по выражению святого Иоанна Кронштадтского, не занимает никого и не занимается праздными зрелищами. Видимые действия имеют невидимое, но совершенно реальное и действенное содержание. Церковь верует (и вера эта подтверждена двухтысячелетним опытом), что все совершаемые ею обряды имеют определенное освящающее, то есть благотворное, обновляющее и укрепляющее действие на человека. Это действие Божией благодати.

С большой долей условности все православные обряды можно разделить на три категории.

1. Обряды Богослужебные 

 

Священнодействия, совершаемые во время церковных Богослужений: Елеопомазание, Великое освящение воды, вынос святой Плащаницы в Великую пятницу и так далее. Эти обряды представляют собой часть храмовой, Богослужебной жизни Церкви.

 

2. Обряды символические

 

Выражают различные религиозные идеи Церкви. К таковым, например, относится Крестное Знамение, которое мы многократно совершаем в воспоминание крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа и которое вместе с тем является реальным ограждением человека от воздействия на него злых демонических сил и искушений.

 

3. Обряды, освящающие житейские нужды христиан

 

Отпевание и поминовение усопших, освящение жилищ, автомобилей, вещей, продуктов и различных благих начинаний: учебы, поста, путешествия, строительства и тому подобное.

 

Семь Таинств Православной Церкви

Из всех священных действий, которые совершаются в Православной Церкви, наибольшую значимость имеют Таинства, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия, духовная, нетварная энергия. Она питает и врачует наше духовное и телесное естество. Таинства имеют Божественное происхождение, поскольку установлены Самим Иисусом Христом. В каждом из них сообщается христианину определенная благодать, свойственная именно данному Таинству.

В Православии принято семь Таинств. Совершитель Таинств – Бог, совершающий их руками священнослужителей.

1. Таинство Крещения

 

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет». (Марк 16. 16)

Крещение является как бы дверью в Церковь Христову, только принявший его может пользоваться другими Таинствами. Это такое священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду, с призыванием имени Святой Троицы – Отца и Сына и Святаго Духа, омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им самим до Крещения, возрождается благодатью Духа Святаго в новую, духовную жизнь.

Таинство Крещения установил Сам Иисус Христос и освятил его, крестившись у Иоанна Предтече (Крестителе Господнем). И вот, как Господь во утробе Св. Девы облекся в человеческое естество (исключая грех), так крещающийся в купели делается причастником божественного естества: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся" (Гал. 3, 27). Соответственно и сатана утрачивает власть над человеком: если прежде он властвовал над ним как над своим рабом, то после Крещения может действовать только извне – обманом.

Для принятия Крещения от взрослого человека требуется сознательное желание стать христианином, опирающееся на крепкую веру и сердечное покаяние. Младенцев Православная Церковь крестит по вере родителей и восприемников. Для того и нужны крестные отцы и матери, чтобы поручиться за веру крещаемого. Когда он подрастет, восприемники обязаны научить ребенка и позаботиться о том, чтобы крестник стал истинным христианином, Если они пренебрегут этим священным долгом, то тяжко согрешат. Так что приготовить к этому дню красивый крестик и белую рубашку, принести с собой полотенце и домашние тапочки – еще не значит приготовиться к Таинству Крещения, даже если крестить собираются несмышленого младенца. Он все равно должен иметь верующих восприемников, знающих основы христианского вероучения и отличающихся благочестием, Если же к купели приступает взрослый человек, пусть сначала прочитает Новый Завет, Катехизис и примет учение Христа всем сердцем и разумом.

Информация для желающих принять Св. Крещение в нашем храме:

 

Крещение - это первое Таинство, которым Церковь встречает приходящих к Богу людей.

Для более осознанного принятия Таинства Святаго Крещения (и соответственно Миропомазания), всем желающим креститься, прежде необходимо пройти огласительные беседы (собеседования), которые проходят в храме, каждую субботу в 13:00 час. На огласительных беседах необходимо присутствовать самим крещаемым (взрослым), при крещении детей на беседы приглашаются родители и крестные. Для взрослых крестные не нужны. Для детей до 14-летнего возраста, необходимо иметь восприемников (крестных). Церковные правила предписывают иметь для ребенка восприемника того же пола, что и сам крещаемый. То есть, для мальчика – мужчина, а для девочки – женщина. В традиции же обычно выбирают для ребенка обоих крестных: отца и мать. Это никак не противоречит канонам. Таким образом, у крещаемого может быть один или, максимум – два восприемника.

2. Таинство Миропомазания

 

Чинопоследование Таинства Крещения - плавно перетекает в последование Таинства Миропомазания. В Таинстве Миропомазания на крещенного человека нисходит Святой Дух. Миропомазание есть «исполнение» Крещения – как его восполнение и как его реализация.

В Таинстве миропомазания верующему подаются дары Святаго Духа, которые отныне будут укреплять его в христианской жизни. Первоначально апостолы Христовы призывали Святой Дух сойти на обратившихся к Богу через возложение рук. Но уже в конце I века Таинство стало совершаться через помазание миром, так как апостолы просто не имели возможности возлагать руки на всех присоединившихся к Церкви в разных, часто отдаленных местах.

Св. миром называется особым образом приготовленный и освященный состав из елея и благовонных веществ. Освящали его апостолы и их преемники – епископы. И теперь освящать миро могут только архиереи. Но само Таинство могут совершать священники.

Обычно миропомазание следует непосредственно за Крещением. Со словами: "Печать дара Духа Святаго. Аминь" – священник крестообразно помазует верующему чело – для освящения мыслей его, очи – чтобы мы шли по стезе спасения под лучами благодатного света, уши – да будет человек чутким к слышанию слова Божия, уста – дабы оказались способными к вещанию Божественной истины, руки – для освящения на дела, угодные Богу, ноги – для хождения по стопам заповедей Господних, грудь – чтобы, облекшись во всеоружие Духа Святаго, мы все могли о укрепляющем нас Иисусе Христе. Так, через помазывание разных частей тела, освящается весь человек – плоть его и душа.

3. Таинство Покаяния (Исповедь)

 

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф 3, 2). С таким же точно призывом выходит на общественное служение Господь наш Иисус Христос (см.: Мф 4, 17).

Покаяние есть Таинство, в котором верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов своих от Самого Господа Иисуса Христа. Спаситель дал св. апостолам, а через них и священникам, власть разрешать грехи: "Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин. 20, 22-23).

Для получения прощения грехов от исповедующегося требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и истинное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на его милосердие. Как важно последнее, видно из примера Иуды. Он раскаялся в страшном грехе – предательстве Господа, но в отчаянии удавился, так как не имел веры и надежды. А ведь Христос взял на Себя все наши грехи и уничтожил их Своей крестной Смертью!

Информация для желающих исповедоваться в нашем храме:

 

При крещении мы давали обеты: отречься от сатаны и всех дел его и сочетаться со Христом, мы обеща­ли жить по заповедям Божиим. Но к великому сожалению, мы в своей жизни постоянно грешим вольно или не вольно, тем самым предавая Господа.

В нашем храме каждый желающий может принести перед Богом покаяние в содеянных грехах. Таинство исповеди не предполагает внешней подготовки, однако предполагает внутреннюю. К исповеди следует приготовиться заранее, если Вы собираетесь исповедоваться впервые: желательно прочесть литературу, посвященную Таинствам Исповеди и Причащения, вспомнить все свои грехи, можно выписать их на отдельный листок, чтобы на исповеди использовать свои записи. При необходимости можно  исповедоваться  утром на Божественной Литургии. Исповедь начинается примерно за полчаса до начала Литургии, в левой части храма. Однако, если исповедников много, а Вы собрались причащаться, пришли впервые или предполагаете долгую исповедь которая может перерасти в духовную беседу, советуем выбрать для покаяния не праздничный и не воскресный день, а исповедоваться накануне на вечерней службе.

4. Таинство Причащения (Евхаристия)

 

Евхаристия (в переводе с греческого — благодарение), занимает главное, центральное место в церковном Богослужебном круге и в жизни Православной Церкви.

В  Таинстве причащения православный христианин под видом хлеба и вина вкушает Самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни.

Таинство Святаго Причащения установил Сам Христос во время Тайной Вечери, накануне Своих страданий и смерти: взяв хлеб и благодарив (Бога Отца – за все Его милости), преломил и подал ученикам, говоря: приимите и ядите, сие есть Тело Мое, которое за вас предается. Также взяв чашу и благодарив, подал им, говоря: пейте из нее все, ибо сие Кровь Моя, за вас и за Многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26-28; Мк. 14,- 22-24; Лк. 22, 19-24; Кор. И, 23-25). Установив Таинство Причащения, Иисус Христос заповедал ученикам совершать его всегда: "Сие творите в Мое поминание".

Незадолго до того, в беседе с народом, Спаситель говорил: "Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Кровь Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Ин. 6, 53-56).

Таинство Причащения будет совершаться в Церкви Христовой до скончания века за Богослужением, называемым Литургией, во время которой хлеб и вино, силой и действием Святого Духа, пресуществляются в истинное Тело и в истинную Кровь Христовы. По-гречески это Таинство называется "Евхаристией", что значит "Благодарение". Первые христиане причащались каждый воскресный день, но ныне не все имеют такую чистоту жизни. Однако Св. Церковь заповедует причащаться каждый пост и никак не реже одного раза в год.

Информация для желающих причаститься Святых Христовых Таин:

Таинство Причащения (Евхаристия) – главнейшее из христианских Таинств, в котором верующий, под видом хлеба и вина, принимает (вкушает) самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это Таинственно соединяется с Богом и делается причастником вечной жизни.

Перед участием в Таинстве Евхаристии обязательно нужно со вниманием прочесть "Последование ко Святому Причащению", посетить вечернее Богослужение накануне Литургии и исповедоваться. Кроме того, участие в Таинстве требует предварительной подготовки в виде молитвословий и поста. Чтобы узнать, как стоит готовиться индивидуально именно Вам,  поговорите со священником. К лежачему болящему или умирающему человеку священник приходит для Причастия сам. Договориться об этом можно, позвонив в храм.

5. Таинство Елеосвящения (Соборование)

 

Миропомазание и Елеосвящение – это два совершенно различных таинства. Елеосвящение - есть Таинство в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи духовные и телесные (Пространный катехизис). Оно называется также молитвомаслием и соборованием.

Таинство елеосвящения, в котором при помазании больного освященным елеем (маслом), призывается на него благодать Божия для исцеления от телесных и душевных болезней и отпущения ему забытых без злого умысла грехов.

Таинство елеосвящения еще называется соборованием, потому что для совершения его собираются семь священников, хотя при необходимости может совершить его и один иерей. Соборование берёт свое начало от Св. апостолов. Получив от Господа Иисуса Христа власть исцелять всякую болезнь, они больных мазали маслом и исцеляли” (Мк. 6, 13), Подробно говорит об этом Таинстве ап. Иаков: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва исцелит болящего, и возставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак. 5, 14 – 15). Младенцев не соборуют, т. к. у них не может быть сознательно совершенных грехов.

Раньше елеосвящение совершалось у постели болящего, теперь – чаще – в церкви, сразу для многих людей. В блюдо с пшеницей (или другим зерном) помещают небольшой сосуд с маслом, как знаком милости Божией, к которому, в подражание евангельскому милосердному самарянину и в напоминание о пролитой Христом Крови, добавляют красное вино. Вокруг сосуда ставятся в пшеницу семь свечей и семь палочек с ватой на конце. Все присутствующие держат в руках зажженные свечи. После особых молитв читается семь избранных мест из посланий апостольских и семь евангельских повествований. После каждого из них, с произнесением молитвы ко Господу – Врачу душ и телес наших, священник крестообразно помазует у больных чело, щеки, грудь, руки. После седьмого чтения он возлагает раскрытое Евангелие, словно исцеляющую руку Самого Спасителя, на голову болящих и молит Бога о прощении всех их грехов.

Благодать в любом случае действует через освященный елей, но действие это обнаруживается, по смотрению Божию, неодинаково: одни совершенно исцеляются, другие получают облегчение, в третьих пробуждаются силы для благодушного перенесения болезни. Прощение грехов, забытых или неосознанных, даруется соборующемуся.

Информация для желающих Собороваться в нашем храме:

В нашем храме Таинство Елеосвящения (Соборования) совершается, как правило, во время постов (следите за расписанием Богослужений).

Следует прийти заблаговременно до начала , подойти к церковной лавке и сообщить, что вы пришли на Соборование. Ваше имя будет записано для поминания во время таинства и Вам расскажут, что еще требуется. Договориться об этом можно, позвонив в храм. После или перед Таинством Соборования православные, как правило, стараются исповедоваться и причаститься. К лежачему болящему или умирающему человеку священник приходит для Елеосвящения сам.

6. Таинство Венчания

 

Брак православных христиан должен быть благословлен Богом, освящен Церковью, и это благословение мы получаем в Таинстве Венчания. Православный брак имеет великое значение, он совершается во образ союза Христа и Церкви.

Венчание  - есть Таинство, в котором при свободном (пред священником и церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз и испрашивается благодать Божия для взаимной помощи и благословенного рождения и христианского воспитания детей.

Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы он благословил их и сказал: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею" (Быт. 1, 28). Иисус Христос освятил Таинство своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление: "Сотворивший в начале мужчину и женщину… сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мф. 19, 4-6).

"Мужья, – говорит ап. Павел, – любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела" (Ефес. 5, 22-23, 25). Таинство брака необязательно для всех, но остающиеся безбрачными обязаны проводить девственную жизнь, которая, по учению Христову, выше брачной – один из величайших подвигов.

 

Информация для желающих Венчаться в нашем храме:

 

Для того, чтобы  ВЕНЧАТЬСЯ в храме во имя Святых преподобных Зосимы и Савватия Соловецких села Кунгурка, необходимо предварительно встретиться для беседы со священником.

Требования для тех, кто желает принять Таинство Венчания:

  1. Оба будущих супруга должны быть Крещены в Православной вере.

  2. Брак должен быть официальным (зарегистрированным в ЗАГСе). Необходимо предоставить Свидетельство о браке.

  3. Если ранее БРАК был венчан в Православной Церкви, а затем распался, необходимо принести бракоразводное письмо из Епархиального управления о Церковном разводе  (Екатеринбургской Митрополии, адрес г. Екатеринбург, ул. Репина, 6).

  4. Запрещено венчать, если желающий вступить в церковный брак, женится более, чем 3-й раз.

  5. Запрещено венчать близких родственников.

7. Таинство священства

 

Таинство священства - Богоустановленный способ сохранения и передачи иерархического служения в Церкви от святых Апостолов (Апостольское преемство).

В Таинстве священства правильно избранный человек через архиерейское рукоположение (по-гречески – хиротонию) получает благодать Святаго Духа для освященного служения Церкви Христовой.

Степеней священства три: диакон, пресвитер (священник) и епископ (архиерей). Есть и названия, обозначающие не новую степень, а только высшую честь: например, епископ может возводиться в архиепископа, митрополита и патриарха, иерей (священник) – в протоиерея, диакон – в протодиакона.

Посвящаемый во диакона получает благодать служить при совершении Таинств, посвящаемый во священника – совершать Таинства, посвящаемый во епископа – не только совершать Таинства, но и посвящать других для совершения Таинств.

Таинство священства – установление божественное. Св. апостол Павел свидетельствует, что Сам Господь Иисус Христос "поставил… иных пастырями и учителями, к совершению святых на дело служения, для созидания Тела Христова" (Ефес. 4, 1- 12). Апостолы, совершая это Таинство, через возложение рук возводили в диаконы, пресвитеры и епископы. В свою очередь, поставленные ими епископы хиротонисали предназначенных к священному служению людей. Так, словно огонь от свечи к свече, дошла до нас от апостольских времен чреда правильно рукоположенных священнослужителей.

Для недавно вошедших в Церковь людей целая проблема – как называть их? Священнослужителей в степени диакона и пресвитера обычно величают "отцами" – по имени: отец Александр, отец Владимир – или по должности: отец протодиакон, отец эконом (в монастыре). Существует в русском языке и особое, ласковое обращения: батюшка. Соответственно и супругу называют "матушкой". К архиерею принято обращаться следующим образом: "Владыко!" или "Ваше Высокопреосвященство!". Патриарха же называют "Ваше Святейшество!". Ну, а церковнослужители, работницы храма простые прихожане? К ним принято обращаться так: "брат", "сестра". Впрочем, если перед вами человек много старше вас, не будет грехом сказать ему: "отец" или "матушка", так же адресуются и к монашествующим.

☦ Храм в селе Кунгурка во имя святых преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев