Новомученики нашего храма

Церковь зиждется на крови мучеников. Что стоит за этими словами для нашего поколения, для людей, живущих сейчас в России? 


Прославление в лике святых сонма новомучеников и исповедников Церкви Русской на юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, на рубеже тысячелетий, подвело черту под страшной эпохой воинствующего безбожия советского периода. 


Это прославление явило миру величие их подвига, озарило пути Промысла Божьего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных заблуждений народа. В мировой истории еще не бывало такого, чтобы столько новых небесных заступников прославила Церковь (к лику святых причислены более тысячи новых мучеников). 


Среди пострадавших за веру Христову в ХХ веке — священник отец Василий (в миру Василий Степанович Милицын), который служил в стенах нашего храма, поныне хранящих память тех дней. 

Священномученик Василий (день памяти: 8 июля, 11 февраля) родился в 1862 году. Окончив Камышловское уездное училище, он был в 1887 году рукоположен в сан диакона и служил в храме в Воскресенской слободе Челябинского уезда Оренбургской губернии. До 1894 года отец Василий служил в Оренбургской епархии. 8 февраля 1894 года отец Василий был переведен на служение в Екатеринбургскую епархию и определен в Спасо-Преображенский собор в городе Шадринске. В 1897 году он был рукоположен в сан священника и служил в Преображенском храме при Верхне-Уфалейском заводе Екатеринбургской епархии, а затем в храме села Кунгурское. К 1904 году имел набедренник.

9 августа 1907 года отец Василий был назначен во Входо-Иерусалимский храм Нижне-Тагильского завода Верхотурского уезда, а 7 октября 1909 года в Никольский храм села Верх-Ключевское Камышловского уезда. Последним местом служения отца Василия стала Спасо-Преображенская церковь, расположенная в селе Алексеевском Камышловского уезда, куда он был назначен в 1915 году. Село Алексеевское входило в Тамакульскую волость Камышловского уезда.

В революцию и гражданскую войну сёла Камышловского уезда стали местом скопления красногвардейских отрядов, из которых впоследствии формировались регулярные части Красной армии. Не обошло это и Тамакульскую волость. В апреле 1918 года большевики созвали в Тамакульской волости съезд сельских Советов, на котором было принято решение организовать по всем деревням военные отряды из большевиков, или фракции (как их тогда называли). К маю вся волость была уже «усеяна военными отрядами по деревням и селам с количеством 238 человек». Только после того как Советы получили вооруженную поддержку, они смогли осуществлять такие непопулярные в народе мероприятия, как продразверстка, реквизиции. Кроме того, большевики постоянно организовывали митинги, на которых призывали крестьян поддержать политику советской власти. Во время одного такого митинга, на который собрались сочувствовавшие красным, кто-то бросил в толпу две бутылочные бомбы. Взрывом было ранено три человека. Так местное население продемонстрировало свое отношение к новой власти. Осознав, что «агитационные мероприятия не помогают, волисполком решил показать свою силу и прибегнуть к мерам реального воздействия». Насильственными методами большевики смогли собрать в волости восемь тысяч пудов хлеба и большие денежные контрибуции с каждого села. Жители только одного села Мартыновского вынуждены были заплатить большевикам сто тысяч рублей.

В ответ на такие действия новой власти в волости вспыхнуло крестьянское восстание. Восставшие стали создавать свои вооруженные отряды, которые подчинялись единому командованию, расположенному в селе Тамакул. Вооруженный отряд противников советской власти был и в селе Алексеевском. Отец Василий не мог остаться в стороне от этих событий. Несомненно, он духовно поддерживал своих прихожан в это тревожное время, укреплял их в терпении и уповании на милость Божию.

Во время вооруженного восстания в июне 1918 года была ликвидирована советская власть почти во всех населенных пунктах Тамакульской волости. При этом десять коммунистов было убито, а двести пятьдесят сторонников советской власти местные жители избили, заставляя их отречься от большевизма и просить прощения за свои бесчинства у общества. В знак отречения необходимо было перекреститься на храм Божий. На подавление восставших крестьян был брошен Камышловский отряд под командованием Кучмея. 

Будущий маршал Советского Союза Ф. И. Голиков, воевавший в этом отряде, в своей книге «Красные орлы» вспоминал об этих событиях: «…несмотря на сильное сопротивление красноармейских отрядов, белогвардейцы и чехи взяли Шадринск. В нашем уезде положение тоже ухудшилось. Кулачье захватило власть и в Тамакульской волости. <…> В городе сразу же начали формировать новый отряд… <…> Командует товарищ Кучмей. Коммунист. Служил унтер-офицером в старой армии. Энергичный, хваткий. Ходит в суконной гимнастерке, суконных брюках и солдатских сапогах. Обращается со всеми просто, но дает понять, что он командир. Большинство в отряде — дружинники из окрестных волостей. <…> Заметно, что многие красноармейцы с неохотой приняли назначение в отряд Кучмея. Не желают удаляться от своих деревень. <…> Настроение боевое. Мы знали, что едем на Тамакул подавлять кулацкий мятеж и восстанавливать власть Советов».

Но красноармейский отряд был разгромлен, а Кучмей — убит. При отступлении красноармейцы брали заложников и арестовывали людей, подозревавшихся в сочувствии к восставшим.

16/29 июня в селе Алексеевском был арестован отец Василий Милицын. Красноармейцы, вероятно, сочли священника виновным в организации мятежа, так как сигналом к восстанию послужил колокольный звон в нескольких селениях Тамакульской волости. Отца Василия увезли в Камышлов, где в это время свирепствовал развязанный большевиками террор. Красные, чувствуя, что скоро им придется уйти из города, грабили и убивали жителей, разрушали коммуникации, вывозили имущество из учреждений. Кроме коммунистов, никто из горожан не мог быть уверенным в своей безопасности. Каждую ночь с опушки соснового леса, где было место для захоронения скота, доносились выстрелы и крики людей: красноармейцы во главе с молодым комиссаром юстиции А. П. Гаревским расстреливали горожан. Многие из жителей скрывались в лесу, в оврагах. Из мужчин редко кто ночевал дома: все прятались, боясь ареста.

Комиссар Гаревский был хорошо знаком жителям Камышлова. Родился он в тюрьме от матери-рецидивистки, его взял к себе на воспитание житель города Голубчиков. По ходатайству горожан мальчика приняли в местную гимназию на казенный счет. Местное общество материально поддерживало Гаревского, особенное участие в его судьбе принял директор гимназии и некая госпожа Воронкова. Спустя годы, став при новой власти комиссаром, Гаревский проявил беспощадную жестокость к тем людям, которые когда-то отнеслись к нему с заботой и сочувствием. Гаревскому помогала в расправах над мирными жителями его жена Петрова, исполнявшая должность комиссара призрения. Она не скрывала своей тяги к убийствам, цинично поясняя, что вид жертв и крови производят на нее успокаивающее действие. Именно Гаревский и Петрова совершали убийства крестьян из Тамакульской волости.

С группой заложников из Тамакульской волости, скорее всего, и был расстрелян отец Василий. Произошло это 25 июня/8 июля 1918 года. По всей вероятности, и те девять дней, которые священник находился под арестом, тоже были наполнены для него страданиями и душевными муками. После освобождения белыми Камышлова в яме на месте расстрелов нашли более шестидесяти тел. Большинство из убитых были крестьянами; в том же захоронении находились останки священника (вероятно, именно отца Василия Милицына), диакона и студента. Через неделю почти весь город провожал на кладбище гробы с останками замученных большевиками людей. Похоронены они были в братской могиле на городском кладбище.

Решением Священного Синода от 17 июля 2002 года иерей Василий Милицын прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской; в 2010 году прославлен в Соборе Екатеринбургских святых.

Источники:

Помянник 1919 года. ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 16854. Л. 50.
ЦДООСО. Ф. 41. Оп. 2. Д. 218; Ф. 76. Оп. 1. Д. 780.

Жития святых Екатеринбургской епархии. — Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2008.

Голиков Ф. И. Красные орлы: из дневников 1918–1920 гг. 

Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1904 год. Екатеринбург, 1904.

Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1915 год. Екатеринбург, 1915.

Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1894. № 8, 17–18; 1897. № 13; 1898. № 15; 1907. № 31; 1909. № 39

Уральская жизнь. 1918. 25 августа.
На данный момент для нашего храма сёстрами Ново-Тихвинского монастыря пишется икона св. Василия